Сандомирский Марк Евгеньевич ([info]re3) wrote,
@ 2007-12-29 00:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Трансы всякие важны
Отвечая на вопросы о пользе и вреде трансов
Марк Сандомирский /газета ИЖ/
Сегодня отвечаем на вопросы [info]galinacu:
1. Следуя Вашей логике, состояния НЕ измененноого сознания встречаются крайне редко. Когда именно?
2. Если транс - объективное психофизиологическое состояние, как он может быть хорошим или плохим? Какая разница, чем он вызван: телевизором, молитвой или музыкой Моцарта? Хим. воздействия не рассматриваем.
3. Почему на трансы нельзя "подсесть" как на любое сильное воздействие, изменяющее состояние человека в приятную для него сторону?


Итак, мы говорим о трансах, как весьма распространенном явлении, которое подавляющее большинство людей проживает по несколько раз на дню. И если быть точным, это не столько следование логике, сколько следование физиологии. Как показано Н. Клейтманом, у человека есть базовый 90-минутный биоритм активности, который продолжается и днем, и ночью. Ночью каждые 90 мин. возникает на 10-20 мин. сон. Днем с такой же периодичностью и продолжительностью возникает естественный транс. Е. Росси назвал это
"циклами коммуникации сознания и подсознания". Соовтетственно состояния не-измененного формально - обыденного) сознания должны продолжаться 70-80 мин., а потом 10-20 мин. - транс. В это время человек может заниматься монотонной деятельностью, сидеть перед ТВ и проч., или слушать музыку, вязать на спицах, смотреть на поплавок удочки, заниматься чем-то приятным... хотя бы принимать пищу (тоже м.быть транс). Или просто задуматься о чем-то надолго, не разговаривая с окружающими. Или играть с детьми. Или заниматься творчеством... Подробнее см ранний пост О транс-культуре Еще раз должен подчеркнуть, что описанные представления вытекают не из внешних наблюдений или самоотчетсов людей об их самочувствии, а из физиологических исследований (меняется эл.активность мозга)
Но все это естественное протекание тарнсов - в идеале. В реальной жизни, вследствие спешки, информационной перегруженности и т.п. часто нет необходимого условия для естественного транса - приятного ничегонеделания.. или спокойного, неспешного выполнения монотонной работы. В результате возникает дефицит естественных трансов.
Это создает почву
1) для восполнения дефицита трансами "неестественными" (психоактивные вещества, начиная с никотина...)
2) для возникновения естественных - но негативных трансов. Это состояния, связанные
а) с разрядкой накопленных негативных эмоций (которые в ином случае должны были "разряжаться" постепенно, благодаря предыдущим нормальным трансам), в т.ч. - путем агрессии, физической или словесной
б) с наплывами негативных мыслей
в) с навязчивыми действиями (напр., игровая зависимость)
г) или даже с приступами заболеваний (напр., астматический приступ.. гипертонический криз... панические атаки... - подробно в кн. "Психосоматика")
Чем меньше в жизни человека естественных трансов - тем легче он может "подсесть" на искусственные, или "загрузиться" негативными
Компенсировать этот дефицит можно трансами "полу-естественными", или психотехническими - релаксация, медитация и проч. Если человек делает это сам - зависимости не возникает, если это всегда доступно по мере необходимости: насытил голод - и вышел из транса. (Если с помощью др. человека - "гуру", или эстрадного гипнотизера и т.п. - зависимость может быть)



(Post a new comment)


[info]smertegoizmu
2007-12-28 09:28 pm UTC (link)
Да, да, прекрасная заметка, очень полезная. Я именно так интуитивно понимала. И пожалуй буду эту тему осмыслять и словесно излагать. Думаю, основное условие для возникновения естественных трансов - это безопасность, ощущение безопасности. Активность социального окружения вызывает тревожность, в большинстве случаев - неоправданную, надуманную из-за психологической некомпетентности людей. Думаю, одна из самых благородных задач психологии(вслед за старцами-аскетами) - показать, что можно вполне пользоваться естественным трансом безопасно. Это такое искусство искреннего полноценного обмена во время общения, за которым следует право на отдых.

(Reply to this) (Thread)


[info]re3
2007-12-29 09:13 am UTC (link)
да, с естественными трансами связано еще и чувство безопасности
часто это происходит в общении, именно в моменты такого транса у человека проявляется чувство защищенности, эмоц. поддержки

(Reply to this) (Parent)


[info]galinacu
2007-12-29 10:45 am UTC (link)
Следующие вопросы:
1. Зависят ли 90-минутные циклы от внешних условий или они есть всегда? Если есть всегда, так чего же искать дополнительных трансов. Если для этого нужны специальные условия, то это уже не естественные универсальные циклы.
2. Если транс возникает при стрессе, то может надо наоборот стремиться к стрессу, а не убегать от него? или это какие-то разные трансы? Тогда с определениями что-то не в порядке.
3. Еще раз, что такое негативный транс? Если это объективное состояние, оно не может быть ни хоошим, ни плохим. Плохими могут быть методы достижения этого состояния.
4. По поводу возможности подсесть тоже непонятно. Получается, что возле хоолодильника нельзя стать обжорой, а возле табачного киоска курильщиком.

Не спорю - отдыхать хорошо, расслабляться хорошо. Но это не панацея от всех жизненых проблем. А повальное увлечение сограждан состояниями измененного сознания меня просто пугает. Никто не знает, чем за это придется расплачиваться.

(Reply to this) (Thread)


[info]re3
2007-12-29 11:46 am UTC (link)
да, практически важные вопросы - так же, как и ранее, постараюсь подробно ответить в отдельной теме
об одном только скажу сразу: "повальное увлечение сограждан состояниями измененного сознания" не означает, что они достигли достаточного уровня личной трансовой культуры. Для некоторых из них возможно как раз обратное - возникновение трансовой зависимости, т.е. неправильное отношение к трансам, противоположная крайность (о трансовой зависимости см. в предыдущих репликах)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]galinacu
2007-12-29 03:49 pm UTC (link)
Дык и я о том.))
Приходишь заняться, скажем, танцами или гимнастикой, а тебя начинают расслаблять до полной потери связи с действительностью. Без всякого предупреждения. И ходят потом эти расслабленные граждане за своим "учителем" по разным залам и мед. центром, как барашки... Думаю, многие сталкивались.
Не зря в архаических культурах все манипуляции с сознанием были сакральм знанием и обладали им очень немногие.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2007-12-29 05:40 pm UTC (link)
либо ходят - либо обращаются к психотерапевту, чтобы "снять якоря" и избавить их от зависимости
А избежать этого достаточно просто и вполне реально
Нужно, чтобы человек имел навык самостоятельного использования легких, поверхностных трансов
научиться можно и по книгам, аудио и видео... там, где даются простые объективные, т.е. физиологические методики, без целенаправленных внушений
Так, чтобы это было настолько же просто и привычно, как пресловутый "стакан воды"
Тогда зависимости не возникает
Это и есть практическая личная трансовая культура

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

[info]an_so_kalt
2007-12-29 10:50 am UTC (link)
Очень полезная заметка.
Но возник вопрос.
ПО своему опыту знаю, что достичь глубоких трансовых состояний достаточно сложно.
Например, сложно во время первого процесса холотропного дыхания достичь Космического сознания. В основном сводит руки-ноги.
Постепенно трансовое состояние начинает осваиваться. В него гораздо легче попадать.
Не является ли негативным подобное снижение "трансового порога", или человек просто начинает больше обращать внимания, больше понимать те процессы, которые и раньше с ним происходили?
И второй вопрос. Есть ли исследования, которые отвечают на вопрос кому проще попасть в "трансовую зависимость": человеку, который изначально совсем не был знаком с трансами, либо тому, кто уже достаточно хорошо освоил это пространство (психоделики, и т.п. в расчет не берем, хотя это тоже было бы интересно).

(Reply to this) (Thread)


[info]re3
2007-12-29 11:30 am UTC (link)
начну со второго: в трансовую зависимость попадает человек, который не удовлетворен реальностью, не нашел себя в жизни. Тогда транс и становится способом ухода от реальности - не в силу длительной практики, а в силу заместительной роли. (Профессиональные дегустаторы вин никогда не становятся алкоголиками...)
В отношении же глубины трансов - да, может происходить "раскачка"
Просто глубокие трансы нужны не всегда

(Reply to this) (Parent)


[info]alla2008
2007-12-29 03:36 pm UTC (link)
кто хочет найти в трансе пользу - найдет обязательно
и до, и после)

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…