Сандомирский Марк Евгеньевич ([info]re3) wrote,
@ 2008-06-20 09:11:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Говорит Москва, Защита от стресса, стресс, стресс-менеджмент

Защита от стрессов
На сайте радиостанции появился текст моего выступления про защиту от стрессов. Привожу полностью



Защита от стрессов: В гостях Марк Сандомирский, психотерапевт

И.И. – Почти 40 процентов наших сограждан, утверждают эксперты, постоянно испытывают стресс, в то время, как счастливцев, не знающих значение этого слова, всего 7 процентов. Самая популярная причина понервничать это проблема на работе и семейные скандалы, но к ним смело можно добавить и несколько новых разновидностей, характерных для мегаполиса, так называемый невроз большого города, социальный стресс, когда человек понимает, что не соответствует той роли, которую должен играть в обществе и информационный, когда человек не справляется с потоком информации, обрушивающегося на него. Психологическое состояние российского общества, подобно морской волне, то поднимется, то опустится. С 91 по 94 годы оно ухудшалось, потом стабильно улучшалось вплоть до 1998 года, а следующие четыре года вновь демонстрировало негативную динамику. Потом потихоньку полезло вверх и колебания нашего настроения смогли в институте РАН. Но вот сегодня и поговорим о том, что такое стресс в большом городе и как его преодолеть, как защититься от стрессов. Марк Евгеньевич, действительно что–то новое появилось у нас характерное только для мегаполиса, и та информационная насыщенность, и большое количество народа. Может быть это всегда было, просто на это меньше обращали внимания?

М.С. – Вы знаете, можно сказать определенно, количество стрессов, стрессовых расстройств и стрессовая нагрузка у людей все–таки растет. Я занимаюсь проблемой стрессов уже более 20 лет. За это время написал 14 книг и наблюдая те проблемы, с которыми люди сейчас сталкиваются, и как они их проживают, и как это было раньше, могу сказать определенно – стрессов в жизни людей стало больше. Когда мы говорим о стрессах социальных, нужно провести некоторое разделение. В общем плане все–таки наступает некоторая стабильность, а вот в личном плане многие люди действительно чувствуют себя ущемленными в чем–то, чувствуют себя неспособными справиться со своей социальной жизнью, ролью. Когда мы говорим о стрессах информационных, надо сказать, что именно в мегаполисе, их удельный вес возрастает. Общаясь друг с другом, люди психологически заражают один другого негативной информацией – слухами, тревожными ожиданиями, предчувствиями. Опыт психологической помощи во время разного рода стихийных бедствий и чрезвычайных ситуациях показывает, что количество обращающихся за психологической помощью во много раз превышает количество реально пострадавших, жертв, их родственников. Большая часть обращающихся за помощью, это люди, которые услышали что–то по радио или увидели по телевизору, или прочитали в газете и перестали спать спокойно, не могут избавиться от своих тревожных мыслей и негативных ожиданий.

И.И. – Кроме того, возрастает еще агрессия в обществе. Так это можно наблюдать, если просто посмотреть информационные ленты. Сейчас уже все равно всему – жизнь равна смерти, смерть равна жизни, хорошее плохому, ну и так далее. Поэтому никто себя не сдерживает и проявление агрессивности мы видим практически каждый день. Это все тоже связано с этим стрессом ? Или просто от того, что люди настолько перестали следить за собой и достаточно воспитаны, что как раз получается вот такое?

М.С. – И проявление агрессивности с одной стороны связано с тем, что меняется образ жизни, меняется отношение людей друг к другу. Чем больше конкуренции, чем больше стремления пройти к успеху по чужим головам и разочарования от того, что сосед живет лучше, чем я, тем эта агрессия больше выплескивается. И самыми агрессивными, как это неудивительно, являются оказываются крайние возрастные группы – это подростки и очень много говорилось уже, и это просто видно на улицах даже города, неправильное, отклоняющееся поведение подростков, и как это неудивительно, люди пожилого возраста. Стало расти количество агрессивных деяний, совершаемых пожилыми людьми.

И.И. – Это кто же такие, "ворошиловские стрелки"?

М.С. – Знаете, нечто похожее, нечто наподобие того. И существенный вклад в это вносит, еще когда мы говорим об изменении образа жизни, та стрессовая нагрузка, которая просто связана с жизнью в большом городе. Я целую книгу посвятил практически этому вопросу – защита от стресса. Дело в том, что самым частым стрессом сегодня для москвича является стресс повседневной жизни. Что это значит? Многие люди ведь представляют стресс упрощенно – это только какие–то конфликты, надо с кем–то поругаться по–крупному, или какие–то большие жизненные драмы, какие–то потери, кризисы. Нет, на каждого жителя большого города изо дня в день действует масса факторов, связанных просто с образом жизни. Они вместе создают ту стрессовую нагрузку. Это транспортный стресс, это и пробки на дорогах, это и количество времени, которое люди тратят на то, чтобы добраться на работу и обратно. Это коммунальный стресс или стресс проживания, связанный с тем, что для человека жить на 20–ом этаже большого железобетонного муравейника неестественно для состояния его нервной системы. Это стресс общения, связанный с вынужденным общением с большим количеством незнакомых людей. Показано, что сегодня житель мегаполиса, такого как Москва, за один день на улицах города видит перед собой больше незнакомых лиц, чем 100 лет назад сельский житель деревенский за всю сознательную жизнь. И это тоже создает очень негативную нагрузку на нервную систему. Дело в том, что у нас с вами есть защитная природная программа, инстинкт самосохранения, инстинкт "свой–чужой". И когда человек находится в толпе незнакомых людей, особенно когда он в этой толпе пребывает в одиночестве, просыпается этот сторожевой инстинкт и кричит: "Остановись, обрати внимание, ты один, кругом чужие. Это опасно. Возможна агрессия".

И.И. – Кроме того, это вторжение в личное пространство, когда у тебя не остается буквально метра в толпе, метро, переполненном автобусе….

М.С. – Конечно, у каждого человека есть определенные пространственные границы. Мы как будто бы психологически приватизируем окружающее пространство, хотя бы 50–70 см вокруг себя. Нам необходимо, чтобы в этой зоне не находилось чужих людей, для того, чтобы мы себя чувствовали комфортно и безопасно защищенными. В толпе, когда все вторгаются в эти личные границы и все к тому же заражают невольно автоматически друг друга негативными эмоциями, связанными с агрессией или тревожностью.

И.И. – Но и работающие люди испытывают стресс наверное все–таки в большей степени, потому что так устроено сейчас наше общество и устроены сейчас так социальные и рабочие среды, что там никак не обойдешься без этого и офисная жизнь полна приключений, совершенно необычных, когда человек начинает вдруг громить все из–за того, что ему там что–то не выплатили или сказали не то, что он хотел услышать. Есть такие вещи среди офисных клерков и об этом очень много пишут и рассказывают.

М.С. – В том–то и дело, это явление нашей жизни. Так называемые офисные войны, не физические, конечно, а психологические, они происходят буквально на каждом шагу. И создается состояние внутренней психологической напряженности у человека на работе. Почему–то принято считать, что от этого его деятельность будет более эффективной. Нет, на самом деле. И конкуренция сотрудников друг с другом, они думают не о благе предприятия в целом, а только о личной выгоде, а соседу поставить подножку. И самое главное – неумение снимать стресс, неумение избавиться от внутреннего напряжения каким–то безопасным способом и для себя и для окружающих безвредно. И приводит к чему? Выплески агрессии, выплески деструктивного поведения или в конце концов привычный, любимы в народе, способ – алкоголь.

И.И. – Ну конечно, потом все эти проблемы несутся домой и дома уже в четырех стенах, где деваться некуда и там агрессия выплескивается по полной. Весь невроз как–будто должен быть снят. Но на самом деле этого не происходит. А как можно вообще побороть это, может быть просто не принимать близко к сердцу и вообще не вмешиваться в то, что тебя не касается. Подумаешь, где–то там произошел тайфун, цунами, в конце концов это же не с тобой?

М.С. Вся проблема в том, что с одной стороны эти рекомендации безусловно правильны, но с другой–то стороны, большинству людей не хватает практического умения – как именно это сделать. Не хватает внутренней дисциплины, дисциплины собственных эмоций и дисциплины собственных мыслей. Дисциплина мысли означает умение человека не думать о чем–то негативном. Остановить поток навязчивых, неприятных мыслей. Любые переживания, любые негативные мысли человека обладают свойством повторяемости. Он как будто бы отвлекся на пять минут, но глядишь, и эти неприятные мысли, воспоминания, переживания вновь возвращаются и достаточно простые психологические способы, конечно мы может только вкратце сказать о них в эфире, связаны с тем, что нужно каждому человеку как можно чаще вспоминать и думать о то,. что именно ему приятно. И думая о том, что ему приятно, человек может заметить, как эти мысли или приятные воспоминания влияют на его текущее самочувствие. Запомнить простые физические, телесные ощущения, возникающие в организме. И потом уже, в минуту стрессовых ситуаций, когда уже возникают какие–то проблемы, неприятные переживания, вспоминая простые поддерживающие физические ощущения, человек может помочь себе отвлечься от неприятных мыслей и остановить нарастающую волну стресса в организм.

И.И. – Это очень просто сказать, но непонятно, как сделать. Что это может быть – воспоминания из прошлого какие–то, значит мы будем жить вчерашним днем и сталкиваясь с современностью, будем еще более разочаровываться. Какие–то тактильные ощущения, не знаю, не уверен.

М.С. – Обычно это простые переживания физического комфорта. Это такое состояние расслабления, которое человек испытывает, лежа на пляже или в теплой ванне, или в легкой дремоте перед экраном телевизора, если только там не показывают негативных новостей.

И.И. – Ну, как это возможно представить себя в автобусе и заодно думать о том что ты лежишь в ванне?

М.С. – Давайте мы предложим слушателям один маленький эксперимент. Прямо сейчас, хотя бы 5–10 секунд, подумайте, пожалуйста, о том, что для вас приятно, чем вы любите заниматься в минуты отдыха, на досуге. Представьте это как можно ярче, когда вы думаете об этом, обратите внимание на то, как эти приятные мысли, хорошие воспоминания влияют на ваше самочувствие прямо сейчас. Какие ощущения возникают при этом в организме. Может быть вы заметите где–то тепло или легкость или другие ощущения, связанные с отдыхом, спокойствием, приятным состоянием. Именно эти ощущения постарайтесь и запомнить, и потом сами ощущения отдыха, спокойствия, расслабления вы сможете вспоминать в отрыве от других воспоминаний, в отрыве от других мыслей, сами простые поддерживающие, помогающие физические ощущения.

И.И. – Не будем ли мы таким образом уходить от решения проблем, которые необходимо решать?

М.С. – Никоим образом. Никто не решит за человека те проблемы, которые стоят перед ним в жизни, только он сам. Но говорить–то можно вот о чем. Когда человек излишне напрягается внутренне и чрезмерно старается преодолевать свои проблемы, его эффективность, очень часто, снижается. И наоборот, когда человек находит в себе силы, возможность почувствовать себя спокойнее, внутренне собраться, он и начинает себя чувствовать увереннее и действовать более успешно. Именно и об этом речь идет, помочь человеку почувствовать себя спокойно. Когда человек спокойно себя чувствует, те проблемы, которые перед ним стоят, он воспринимает легче и может с ними справляться лучше.

И.И. – Ну а проблемы, они в разном возрасте и воспринимаются по–разному и решения находятся совершенно разные. Правда? Если в 20 лет проблема развода или разрывов каких–то отношений, это одно, то в 40 лет или дальше, это уже совершенно по другому. Может быть людям казать, что и жизнь разбита, а у многих в этом возрасте может и свой бизнес и так далее. И ошибки, которые приводят ко всему этому, будут иметь серьезные последствия. Как помочь не горевать по поводу того, что уже в общем–то не заслуживает этих эмоций?

М.С. – Вы совершенно правы в том, что, к сожалению, в нашем обществе, в нашей культуре, груз стрессов накапливается с количеством прожитых лет. А когда человек старается посмотреть на прожитую жизнь немножко иными глазами, вспоминая банальную, хорошо известную фразу: " Мои года – мое богатство". Когда он может посмотреть на прожитую жизнь как на некоторую ценность. На самом деле, все, что происходило с человеком в жизни представляет ценность для него лично не материальную, а ценность внутреннюю, психологическую, ценность эмоциональную. И то, что он сделал, и то, что быть может он не успел сделать, но хотя бы пытался, старался, и то как он раньше справлялся с трудностями или сопротивлялся каким–то неприятным обстоятельствам в жизни, все что он может вспомнить о себе, он может поставить себе в заслугу, не думая об этом, почувствовать себя вознагражденным собственной жизнью.

И.И. – Даже негативные моменты?

М.С. – Да, потому что даже эти негативные моменты остались уже в прошлом. И, если жизнь человека продолжается, значит он извлек из этого какой–то опыт и это уже замечательно, ценно лично для него.

И.И. – Но может быть и не извлек еще. Не раз наступит на те же саамы грабли, такое тоже бывает и случается чуть ли не у каждого второго. А потому что не понимают, не знают, не думают, действуют согласно своей методе. Не учит ничему жизнь, никакой опыт не идет впрок. Женщины переживают чаще мужчин?

М.С. – На самом деле, женщины просто внешне проявляют свои переживания, и хотя женщины гораздо чаще жалуются на стрессы и разного рода психологические проблемы, но женщинам–то справляться с этим легче. По складу нервной системы, природному, женщины более общительны. Они делятся своими переживаниями с подругами и вот это естественная, природная привычка, можно сказать, инстинкт и помогает женщинам сбрасывать стресс и негативные эмоции. А вот нам мужчинам гораздо тяжелее, ведь на нас давит еще культурный стереотипы, нельзя признаваться другим о своих проблемах, это же значит признаться им в своей слабости. Что подумают люди? Мужчина должен быть сильным, стойким, ни за что не говорить о том, что ему плохо, трудно и тяжело. И на самом деле, вот эта внутренняя закрытость мешает мужчине выбросить напряжение и снять с себя стресс

И.И. – Но кому хочется, чтобы на него выбрасывали напряжение и стресс? Это вряд ли найдется такой любитель…

М.С. – Не могу тут согласиться со всем, все дело в том, в какой форме это сбрасывается. Когда мы с вами говорим про агрессию, это и есть собственно сброс напряжения на других людей, но в форме неправильной, деструктивно–разрушительной. А когда есть возможность просто поговорить с человеком, который может морально поддержать, может что–то и посоветовать. Это даже необязательно психолог или психотерапевт, это просто какой–то близкий, хороший друг и тогда, с одной стороны, тот, кто поделился, начинает чувствовать себя легче. А вот тот, кто выполнял роль жилетки для слез утешительных, то же, как это неудивительно, начинает себя чувствовать лучше.

И.И. – А может он будет отмахиваться – зачем мне твои проблемы. Что ты меня грузишь?

М.С. – Смотря как он на это настроен. Я опять же должен сказать, что у каждого человека есть внутри готовая природная программа–инстинкт, он называется инстинкт социальный, посочувствовать и помочь другому человеку, нематериально, конечно, а просто морально, на самом деле такое действие благотворно влияет на собственную нервную систему человека.

И.И. – А спорт, а физические нагрузки? Сейчас очень модно, все спортивные клубы, фитнес–залы и так далее… Все офисные работники выплескивают там свою агрессию.

М.С. – Да, да и еще раз да. Но, при одном условии, если занимаясь какой–то физической деятельностью, нагрузкой, человек в то же самое время перестает думать о своих проблемах, отдыхает от мыслей. Если он проливает семь потов, выполняя какие–то физические упражнения, но продолжает думать о коварных коллегах, злобном начальнике, сварливой жене, непослушных детях и о чем–то еще, то он от этого напряжения не избавится, потому что на самом–то деле стрессовое напряжение не в мышцах, а в голове, в мыслях человека.

И.И. – Говорят, что нужно все время улыбаться, как американцы, ходить с приклеенной улыбкой, хотя вот некоторые эксперты в области медицины говорят, что это очень вредно, потому что это не соответствует внутреннему состоянию…

М.С. – И я соглашусь с ними. Может быть для американцев это и полезно, но они иначе устроены психологически. А вот для нашего человека, для наших сограждан, гораздо лучше искренность наедине с самим собой.



(29 comments) - (Post a new comment)


[info]gay_radio_ru
2008-06-20 05:33 am UTC (link)
спасибо! Здорово! Будем учиться расслабляться

(Reply to this) (Thread)


[info]re3
2008-06-20 08:41 am UTC (link)
Спасибо. Учитесь вместе со всеми
http://re3.livejournal.com/87563.html

(Reply to this) (Parent)


[info]ruditser
2008-06-20 05:48 am UTC (link)
Я бы еще добавил опасность существования современных коммерсантов в условиях несовершенного законодательства, которое вынуждает его систематически идти на нарушения законодательства, что претит нормальному состоянию изначально совестливого по натуре человека. От этого регулярного хождения "под топором" -опять стрессы. А вот снятию их помогло хотя бы ощущение помощи государства, Политические процессы то же не добавляют уверенности в завтрашнем дне.Внутреннее ощущение пылинки, от которой ничего не зависит.Все-таки политическое нездоровье страны оказывает большее разрушающее воздействие, чем вся окружающая среда.Извините за непрофессионализм.просто внтренние ощущения.

(Reply to this) (Thread)


[info]timurism
2008-06-20 07:28 am UTC (link)
а почему только СОВРЕМЕННЫХ коммерсантов? так всегда было и так всегда будет, государство/"элита" играет роль жестокой мамы, которая требует от сына чтобы он какал квадратными фекалиями, сын не справляется и сильно переживает по поводу своей воображаеой "неадекватности". выживают только более жесткие чем сама "мама" "дети"... потом выжившие такой холокост "дети" становятся той самой "мамой"... итд

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-20 08:45 am UTC (link)
Да, имеет место семейный сценарий незрелого типа личности

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]timurism
2008-06-20 08:49 am UTC (link)

Вы имеете в виду на уровне целых стран?

вопрос как обычно - а что делать?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-20 07:23 pm UTC (link)
На уровне нашей страны - патернализм

что делать? Созревать

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]timurism
2008-06-22 12:21 pm UTC (link)
кому?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-23 12:00 pm UTC (link)
народу, конечно... под руководством интеллигенции))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]timurism
2008-06-23 12:01 pm UTC (link)
как вам футбольное?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-23 12:05 pm UTC (link)
грустно...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]timurism
2008-06-23 12:07 pm UTC (link)
почему?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-23 12:11 pm UTC (link)
Газпром денег на ветер не выбрасывает
небывалая кампания раздувания патриотизма означает подготовку к событиям, где оный ресурс будет востребован (вне электорального контекста)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]timurism
2008-06-23 12:17 pm UTC (link)

это предположение, не преувеличиваете?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-23 12:49 pm UTC (link)
это понимают все здравомыслящие росс.граждане... и начинают в массовом порядке скупать недвижимость за рубежом

(Reply to this) (Parent)


[info]timurism
2008-06-23 12:04 pm UTC (link)
да, важно какието ненавязчивые методы использовать.

(Reply to this) (Parent)


[info]re3
2008-06-20 08:44 am UTC (link)
Да, Вы правы, это часто ведет к профессиональному выгоранию...
Конечно же, политическое нездоровье - один из сильнейших стрессовых факторов, поэтому мы и говорим о необходимости психотерапии социальной

(Reply to this) (Parent)


[info]timurism
2008-06-20 07:39 am UTC (link)
я считаю основным фактором стресса - скуку. если увлечен чем-то то всё както в баланс приходит.

вот что делать, если не хочется работать, но платят там в общем не плохо? увольняться или мириться со стрессом и скукой?

(Reply to this) (Thread)


[info]re3
2008-06-20 08:47 am UTC (link)
найти третий путь )

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]maria2811
2008-06-20 10:16 am UTC (link)
а вот действительно, что делать, где этот третий путь?
у меня аналогичная ситуация, вернее даже еще хуже, и деньги-то в общем не самые большие, единственный плюс - можно не приходить к 9.00.. но сама работа отвратительна, не просто брутально-тосклива, но еще и объективно трудна в исполнении и очень унизительна для самолюбия ... а больше, даже на эти же деньги, просто никуда не устроиться ((((
как БГ поет "я бы вышел вон, но там еще страшней, чем здесь" (с) (((((((((((

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-20 07:20 pm UTC (link)
в Вашем случае - сначала со страхом договариваться

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]timurism
2008-06-23 12:05 pm UTC (link)
интересно, а как это делается?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-23 12:13 pm UTC (link)
способы разные
я предпочитаю обучать людей работе с телесными ощущениями

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]timurism
2008-06-23 12:18 pm UTC (link)
есть пример? где нибудь описано?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]re3
2008-06-23 12:51 pm UTC (link)
в этом жж - посмотрите самые ранние записи, напр.
Диалог с подсознанием - через тело
Договор с подсознанием или "гадание на теле"?
Как сделать себе прививку... от стресса

(Reply to this) (Parent)


[info]shabshin
2008-06-20 12:43 pm UTC (link)
А Вы почувствовали, Марк Евгеньевич, какой-то "негативный настрой" Вашего интервьюера? Я был несколько раз у него в эфире, и что-то не очень мне приятен был стиль интервью - а Вам как?

(Reply to this) (Thread)


[info]re3
2008-06-20 07:18 pm UTC (link)
Думаю, это просто такая манера плюс, в очень небольшой степени, естественная защита от психологов

(Reply to this) (Parent)


[info]yapopovko
2008-06-22 11:36 am UTC (link)
Спасибо. Хорошая статья.

(Reply to this) (Thread)


[info]re3
2008-06-23 12:01 pm UTC (link)
Спасибо Вам

(Reply to this) (Parent)


(29 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…