Сандомирский Марк Евгеньевич @pempu (re3) wrote,
Сандомирский Марк Евгеньевич @pempu
re3

Книги как наш общий "спасательный круг"

Манифест читателя + блоггера*
Проект создания неформальных читательских, интеллектуальных клубов блоггеров и микроблоггеров

С моей точки зрения, чтение книг - это не только часть жизни. Книги - это и наша с вами общая жизнь, а еще, пожалуй, своего рода "спасательный круг" для нашего общества, которое пока еще каким-то чудом держится на плаву. Вот почему для меня лично важным событием стал Московский книжный фестиваль. Много увиденного, много услышанного... Больше всего меня поразило выступление профессора М. Эпштейна. Предложил он ни много, ни мало как присуждать Нобелевские премии не писателям, а... читателям.
Еcли же говорит серьезно, то его предложение сводится к следующему. Сегодня люди все меньше и меньше читают серьезные книги (речь идет не об узкопрофессиональной литературе, а о текстах гуманитарной направленности или о серьезной художественной литературе). И значит, нужно поощрять читателей - объявлять конкурсы на звание лучшего читателя (определяемого по тестам), с присуждением читательских премий.
Я думаю, что поддерживать и возрождать интерес к чтению, к культуре в целом - не просто важно; это, вообще говоря, одно из условий выживания нашего общества. Вот только как это сделать практически?
С одной стороны, реализация подобного социокультурного проекта была бы несомненно полезна лля общества. С другой - потенциальные выгодоприобретатели, то бишь издатели книг, не изъявляют желания его поддержать. Они ведь мыслят не стратегически (в русле воспитания читателей), а тактически, живут сегодняшним днем... Побыстрее напечатать да поскорее распродать очередной текст-скороспелку, пока он не "испортился", то есть пока мода на соответствующую тему (а порой и на автора) не прошла.
Для издателей "хороший" читатель вовсе не отождествляется с "хорошим" покупателем. (Идеал для книгопродавца - это библиофил-коллекционер, который заполняет купленными книгами все доступное для него простраство обитания - и при том открывает их лишь изредка, и то лишь небольшую часть... ибо постоянно занят приобретением новых.)
Как же совместить собственно читательскую (потребление информации) роль читателя (то, что интересует авторов книг) и потребительскую (приобретение книг - то, что единственно важно для издателей)?
На мой взгляд, надо развивать третью ипостась читателей - популяризаторскую: "Прочитал сам - расскажи другим". Изначально многие активные читатели и так мотивированы это делать по доброте душевной, дабы снискать большее располодение и авторитет в глазах друзей-приятелей (включая заочных) и во исполнение социального инстинкта. Да, именно так - изначально человеческий мозг запрограммирован делиться с ближними. Делиться не материальными ценностями - а знаниями, ведь когда-то от этого зависело групповое выживание первобытных человеческих сообществ. (А иным, нежели групповое, совместное, это выживание и не могло быть.) Поначалу знание передавалось в форме устных текстов... по мере появления письменности одни люди обрели возможность получать информацию подобным образом - и передавать ее другим. Наконец, во времена книглпечатания и всеобщей грамотности люди, которые уже прочитали книги, начали вкратце пересказывать их другим, еще не прочитавшим - дабы рекоменовать к чтению. Во времена интернета 2.0 роль таких рекомендаций начинают играть кумулятивные показатели виртуальной популярности отдельных текстов. Ну, а "затравкой" становятся рецензии (на сайтах, в соцсетях) и социальные закладки.
Применительно же к чтению текстов не в электронном, а в бумажном виде, интернет также может выступать в качестве "книжного путеводителя". К тому же, помимо виртуального общения читателей, важную роль может играть общение живое, традиционной формой которого являются встречи читателей с автором. В библиотеках (особенно детско-юношеских) - читательские конференции и тому подобные мероприятия (там, где они еще сохранились). В последние же годы приобретают популярность читательские клубы (пример - клуб Либерти), где, как в стародавние времена, те, ко уже прочитал некоторые книги, делятся впечатленияи с теми, кто еще не прочитал. И главное - происходит живая дискуссия. Ведь без обсуждения, без обмена мнениями (и мыслями, и эмоциями) духовная пища плохо усваивается человеческим организмом...
Распространить такую систему на города и веси, сделать ее распределенной, связывающей читателей как в сети (сообщества в блогосфере или соцсетях), так и в реале (неформальные клубы - живые локальные сообщества) вполне реально.
Кто в этом заинтересован? Нарямую - издательства, которые даже могли бы распространять некоторое количество экземпляров выходящих книг в качестве ознакомительных, для сложившихся читательских клубов. И конечно, поощрять активистов клубного "читательско-пропагандистского" движения. Деятельность читателей-популяризаторов-просветителей, конечно же, важно поощрять - в форме конкурсов, в поддержку которых в сети могут внести вклад интернет-магазины, в офлайне - собственно книготорговые фирмы.
Впрочем, главный, кто заинтересован - мы с вами, само общество в целом. Согласны? Тогда следующий тезис: сделать своими силами то, что возможно, для сохранения культуры общества - наша задача. Первое, что блоггерам вполне реально осуществить из описанного выше, на основе самоорганизации, проявив инициативу - помимо ведения блогов, освещающих серьезные темы, как "островков культуры" - создать подобные "островки" и в офлайне. Это достаточно просто - собираться и общаться в неформальных "интеллектуальных клубах", сообща формировать соответствующую повестку. Важно именно живое, офлайновое общение, которое обладает наибольшим мотивирующим влиянием.
Искать же заинтересованных спонсоров - дело второе. ("Спонсора искать - время терять", а в деле сохранения культуры "промедление смерти подобно". В первую очередь, "смерти культуры" - хотя, в силу тесной связи прогрессирующего регресса культуры с другими социальными болезнями, проблемными зонами нашего общества, только ее упадком дело не ограничивается.) Искать спонсоров можно параллельно основному занятию, да и скорее всего со временем они появятся сами.
Как описанное совмещается с созданием неформальных интеллектуальных клубов блоггеров?
Очень органично: как показывает опыт общения (и даже социально-психологического исследования), блоггеры - люди высокой культуры чтения. Они читают тексты в жж. Они читают тексты в интернете. Они читают тексты и в бумажной форме. Они читают - потому что просто не могут не читать.
И значит, остается лишь сделать еще один шаг: в дополнение к виртуальному общению, организовать общение "живое". Время от времени собираться, обмениваться мнением о прочитанном, о книжных новинках и трендах. Примерно так, как это происходит в московском клубе блоггеров, и в книжном клубе сайта Либерти, и во многих неформальных блоггерских кружках и клубах, стихийно возникших во многих городах.
Я лично в рамках подобного общественного проекта намерен предпринять ряд поездок по регионам, встречаться с теми блоггерами, для которых окажется интересным разговор о психологии реальной и виртуальной, включая психологию блогосферы. В формате встреч с читателями моих книг - заодно рассказать подробнее о моей книге про психологию блоггеров, раздать читателям бесплатные книги.
Думаю, совместно мы даже сможем провести для желающих бесплатные микро-тренинги (наподобие прошлогоднего "Возврата в юность"- видео здесь и позапрошлогоднего тренинга креативности - видео тут)
Итак, уважаемые блоггеры, если описанное выше вас заинтересовало и вы готовы принять участие в осуществлении подобного проекта - милости просим, отмечайтесь в комментах, выскажите ваши предложения и ваше отношение. Если вы хотите помочь привлечь общественное мнение к проблеме сохранения культуры чтения и поддержания культуры в целом - можете сделать репост (кнопка ниже)
Блоггеры и твиттеряне разных городов, объединяйтесь!










помощь клубу
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку



Из обсуждения на Гайдпарке http://gidepark.ru/post/article/index/id/71431
Georg Haller обсуждает запись в ленте# 15 июня 2010 в 16:21Рейтинг 0 Ответить
Согласен. В большинстве своём. Но... Ещё есть третья "сила", в этом процессе. Между издателем (автором) и читателем (потребителем). Торговля. Возьмём, к примеру электронную книгу. Не оцифрованный вариант бумажной, а те, которые уже лет 15 пишут авторы, сразу в цифровом (электронном) формате. По разным оценкам, сейчас в интернете таких книг доступно примерно 40 млн. наименований. И в этом году их издание впервые превысило количество изданных бумажных книг. Причём, себестоимость издания таких книг составляет примерно 2-3 цента на экземпляр. Говорю это как продюсер таких книг и партнёр электронного издательства с 5-летним стажем. Но продаются они в интернете, по цене - не менее 5 евро. Т.е. - 25 000 процентов наценки...
Круто? На мой взгляд - нужно делать качественный маркетинг. Изучать спрос читателей. Издателям. И выбирать из авторов именно тех, чьи произведения полнее этот спрос удовлетворяют. Комиксы - значит комиксы. Манги - значит манги. Мультимедиа книги - значит мультимедиа книги. Книги-игры - значит книги-игры. А воспитывать читателя... Утопия!
Воспитайте себя на сочинение стихов, хотя бы как у Пушкина...
Плюс, естественно - эффективная модель реализации!

Георгий Дикарев обсуждает запись в ленте# 16 июня 2010
Имхо, слишком поздно, как ни прискорбно. Чтение это труд, любовь к нему должна прививаться с пеленок.

ТТ Россия отвечает на комментарий Георгий Дикарев# 16 июня 2010
Поздно для упущенных в последние 20 лет, но совсем не поздно приучать к чтению детей, это наше будущее. Нечитающие родители,это очень серьезная проблема, поэтому нужны школьные и общественные клубы читателей. Но государство не заинтересовано в этом, у них задача прямо противоположная.

Георгий Дикарев отвечает на комментарий ТТ Россия# 16 июня 2010
Причем, обратите внимание, если раньше трудности приобретения КНИГИ были связаны с хроническим дефицитом (сразу оговорюсь, разумеется была достаточно развитая сеть библиотек), то теперь задача найти жемчужное зерно в грудах выпускаемого навоза, доступна только достаточно искушенному читателю.
О преподавании в школе литературы и, особенно, русского языка даже подумать страшно - настолько все заформализовано.

ТТ Россия отвечает на комментарий Георгий Дикарев# 16 июня 2010
Это так, потому и стремительно падает культурный уровень молодежи.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →